Нетрадиционные техники рисования — фотоотчёты

Виды нетрадиционного рисования

Многие виды классического рисования для детей были представлены в статье «Рисование со школьниками».

Но традиционное рисование не каждый ребенок способен полюбить. Детям больше нравится свободное творчество, которое отображается в неклассической живописи.

Дети втягиваются в этот творческий процесс и не только повторяют за взрослыми, но и часто предлагают свои идеи.

Но в целом, работая в нетрадиционной технике рисования, ребенок может поучаствовать в следующих видах творчества:

  1. Аниме – необычное изображение человека и детских героев;
  2. Батик – использование холста ткани вместо бумаги и нанесение на нее интересных узоров;
  3. Граттаж и фроттаж – процарапывание изображение или штрихование рельефного предмета с целью проявления изображения;
  4. Живопись из мыльных пузырей – картина создается за счет выдувания пузырчатых сюжетов из краски;
  5. Клеевые картины – создание картин поверх нанесенного клея на основе и покрытие ее красками;
  6. Кляксография и набрызг – фантазийная дорисовка изображений после разбрызгивания клякс или мелких крапин;
  7. Метод тычка – нанесение ватной палочкой или сухой кистью изображений;
  8. Монотипия – рисование при помощи симметричных отпечатков предмета;
  9. Пластилинография – создание объемных картин при помощи пластилина;
  10. Правополушарное рисование – быстрая живопись, которая позволяет рисовать нестандартно;
  11. Работа с оттисками предметов и штампами – использование фактурных сторон предметов для создания изображений;
  12. Рисование пальчиками или ладошкой – инструментом для создания картин служит часть человеческой руки, что позволяет делать сюжет живым;
  13. Соляные картины и живопись сыпучими веществами – объемная картина, созданная на основе клея ПВА, посыпанного сверху;
  14. Эбру – рисунок на воде, который можно перенести на бумагу.

Кроме представленных видов существуют и другие нетрадиционные художественные приемы.

Однако описать широко все нетрадиционные техники рисования достаточно сложно, поэтому стоит остановиться на одних из самых полезных для детей, таких как правополушарное рисование, граттаж, эбру, картины из песка и аниме.

Рисование солью и клеем

Прекрасные уроки рисования для детей 3-8 лет можно проводить с помощью соли, цветного картона, клея ПВА, кисточки. Методика способствует развитию мелкой моторики и усидчивости.

Предварительно на цветном картоне нужно распечатать выбранную композицию. Ребенок по контуру наносит клей, потом берет соль и посыпает ее на нужные зоны. Когда композиция будет готова, картон наклоняется, чтобы стряхнуть лишнюю соль.

Далее с помощью кисти и акварельной краски, на высохшую соль наносится цвет.

Видео урок показывает, как красиво рисовать солью с клеем.

Правополушарное рисование для детей

Любой ребенок живет скорее эмоциями и чувствами, а не разумом. Оттого дети способны создавать воображаемый мир и быть фантазерами.

И в живописи это позволяет им с легкостью нарисовать любое изображение, поскольку доминирует правое полушарие головного мозга, а не левое.

Но в традиционном рисовании, которому детей обучают в саду или школе, задания нацелены на развитие левого полушария, а не правого, отвечающего за творческие процессы. Оттого и школьникам, которые пытаются научиться рисовать с нуля, живопись сложно освоить.

Но это не имеет значения при использовании метода правополушарного обучения. И каждый человек, хоть взрослый, хоть ребенок, способен научиться рисовать.

А приемы, помогающие всем освоить правополушарное рисование, заключаются в следующем:

  1. Быстрое рисование – ребенку дают задание нарисовать за 15 минут любую абстракцию. Благодаря этому он, не боясь ошибок и смешивая по-разному краски, включается в творческий процесс;
  2. Наблюдение за окружающим миром учит детей расширять свой сенсорный опыт и воспринимать яркость красок, чувствовать себя художником;
  3. Рисование «вверх ногами» — правое полушарие не привязано к ориентации в пространстве, поэтому создание перевернутого изображения у детей идет легко. Например, изображение дерева вверх тормашками у ребенка получается гораздо лучше, чем прямая экспозиция;
  4. Визуализация – это когда детей просят представить с закрытыми глазами определенный сюжет, а потом нарисовать его. Этим очень хорошо развивают художественные способности у многих;
  5. Видоискатель – специальный инструмент в виде прозрачного планшета, который создают своими руками. С его помощью ребенок обводит контуры предмета, а затем переносит их на бумагу как при копировании.

В целом приемы этой нетрадиционной техники запоминаются быстро, что отображается в следующих видеоуроках:

Рисование природными и другими штампами

Еще одна техника для детей дошкольного возраста, которая привлекает доступностью и простотой. В качестве штампов служат сухие цветы и листья, ветки и другие природные материалы. Как рисовать? На природный штамп наносится краска и создается отпечаток на холсте. Начинающим художникам удобно использовать пополам разрезанные фрукты и овощи, деревянные брусочки.

Подходящий видео урок рисования штампами

Так же в качестве штампов подойдут:

  • одноразовые вилки
  • расчески и щетки
  • ватные палочки
  • вырезанные заготовки из бумаги
  • пузырчатая пленка
  • и многое другое

Примеры штампов

Пример рисования тюльпанов вилками

Розочка из штампа из пекинской капусты

Роль использования нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников

Как говорилось выше, применение нетрадиционного рисования в детском саду идёт детям на пользу. Благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные для этого предметы, детям ДОУ открываются возможности нестандартного мышления. Получается, что они весело и с пользой проводят время. Они экспериментируют с различными методами рисования и пробуют разные способы самовыражения. Занятия развивают наблюдательность, творческие способности, художественный вкус. Образовательный процесс превращается в весёлую игру. Поэтому в детских садах всё чаще используют современные методы творческих занятий. Диагностика использования нетрадиционных методов рисования в детских садах показывает хорошие результаты.

Нетрадиционная техника рисования в технике набрызга

Нестандартные способы рисования всегда проходят весело, эмоционально и креативно. Результат такого творчества получается красивым и необычным, даже если у ребенка нет художественных навыков.

Рисование пластилином

Это гармоничное сочетание лепки и аппликационного искусства. Понадобится восковый пластилин (он более мягкий и его легче распределять по поверхности), плоская основа (картон, оргстекло, пластмасса), ножик и скалка для выравнивания пластилина. Техника выполнения простая: по заготовке (божья коровка, голубое небо, снег, деревья) нужно размазать пластилин.

Размазывание – самая простая техника рисования пластилином. Более сложная включает творчество пластилиновыми шариками.

Данное видео показывает, как нарисовать пластилином малину.

Интересным способом можно нарисовать вот такое дерево пластилином.

Для этого нужно заполнить обычный шприц мягким пластилином и опустить его в горячую воду. Масса станет еще более пластичной и ее легко будет выдавить. Получатся жгутики, из которых можно собирать интересные картины, как на примере выше.

Методика подготовки занятия по рисованию в нетрадиционной технике

Как отдельному художественно-эстетическому направлению рисованию в средней группе согласно Федеральному государственному стандарту (ФГОС) посвящён один урок в неделю. Его продолжительность — 20 минут. Технику рисования — традиционную или нетрадиционную — педагог выбирает сам исходя из тематики урока и уровня подготовки детей. Структура составления занятия будет такой же, как и по другим направлениям образования.

Проведение занятий по нетрадиционному рисованию требует составления тщательного планирования

Таблица: хронометраж и суть этапов занятия по нетрадиционному рисованию

Этап Время
Вводный до 3 минут Педагог вводит малышей в тему урока, актуализирует их знания при помощи загадок, стихотворений, сказок (мультфильма).
Основной объяснение — до 4 минут Воспитатель показывает образец рисунка, демонстрирует порядок выполнения творческой задачи.Перед началом рисования проводится пальчиковая гимнастика пальчиковая гимнастика и/или физкультминутка.
практическая деятельность — до 10 минут Дети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь при необходимости.
Заключительный до 3 минут Воспитатель организует выставку детских рисунков, хвалит ребят за работу. Дети пробуют оценить свои картинки по критериям «получилось/не получилось», «нравится рисунок/не нравится и почему». Педагог указывает на недочёты в целом, недостатки каждого обсуждаются индивидуально.

Рисование пеной для бритья

Нетрадиционная техника, которая так же может понравится малышу.

Нам понадобится:

  • 2 части пены для бритья
  • 1 часть клея ПВА
  • Красители (пищевые или гуашь)

Смешайте клей с краской, перемешайте и добавьте пену — получится пенная краска.

Наносите ее на заранее подготовленный контур или как получится, для большего проявления фантазии.

С помощью такой техники хорошо получаются природные объекты, а рисунки получаются мягкими и объемными. Со временем они опадут, но текстура останется прежней. Результат вас порадует, а ребенка тем более.

С помощью пенной краски можно нарисовать вот такие шарики

или арбуз

или вот такое облако с радугой

Традиционные техники рисования

Основа общего всестороннего развития ребёнка закладывается в младшем дошкольном возрасте. Рисование — одно из самых важных средств развития ребёнка, в процессе которого малыш познаёт мир, формирует эстетическое отношение к нему.

При рисовании у ребёнка развиваются самые разнообразные навыки и способности, а именно:

  • ребёнок учится зрительно оценивать форму предмета, ориентироваться в пространстве, различать и чувствовать цвета
  • тренирует глаза и руки
  • развивает кисть руки.

От того, какие формы и методики использует педагог или родитель на творческих занятиях с малышом, зависит успех воспитания и обучения.

Так, основным приёмом для деток младшего дошкольного возраста является демонстрация, как нужно использовать карандаш и краски. В этом же возрасте эффективно пассивное рисование: когда взрослый водит руку малыша. Когда кроха немного подрастает, изобразительной деятельности обучают информационно-рецептивным методом: дети изучают форму предмета, обводя его рукой, ощупывая очертания. Такое исследование предмета помогает малышу создать более полное представление о предмете. Следующий этап — это выбор техники рисования.

Традиционные детские техники рисования:

  1. Рисование с помощью простого карандаша.
  2. Рисование с помощью цветных карандашей.
  3. Рисование с помощью фломастеров.
  4. Рисование кистью – акварелью, гуашью.
  5. Рисование с помощью восковых мелков.

Приступая к выбору техники рисования для крохи, нужно обращать внимание на его возраст и интерес. Чтобы быть полезным и развивающим рисование, прежде всего, должно быть увлекательным

Методы и приемы обучения дошкольников изодеятельности

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический;
  • метод проблемного изложения материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Поэтому основные педагогические приемы обучения предусматривают:

  • свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);
  • открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);
  • деятельность (предусматривает применение знаний на практике);
  • высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);
  • обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).

Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника,

побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение. И т.д.

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы

Программа по альтернативным техникам рисования содержит:

  • Пояснительная записка:
    • место курса в образовательной программе ДОУ,
    • цели и задачи.
  • Методику преподавания.
  • Планирование занятий на учебный год.
  • Планирование взаимодействия с родителями по теме курса:
    • консультации,
    • совместные занятия и творческие досуги.
  • План анализа художественной деятельности:
    • выставка работ,
    • участие в городских и областных конкурсах,
    • проведение занятий для младших групп.

Таблица: перспективный план по нетрадиционному рисованию (фрагмент)

Месяц Тема Цели Техника выполнения
Октябрь «Мой родной город»
  • Расширить знания детей о родном городе.
  • Предоставить возможность самостоятельно выбирать материал и способ передачи своих впечатлений.
  • Развивать способность вписывать композиции в лист.
  • Развивать художественный вкус, фантазию и воображение.
На выбор воспитанников
«Красный, жёлтый, золотой — облетел весь лист цветной»
  • Учить детей работать с хрупким материалом (листьями).
  • Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение.
  • Воспитывать аккуратность.
Отпечатки листьев
Ноябрь «Берёза»
  • Показать детям особенности рисования угольными карандашами.
  • Учить изображать угольным мелком силуэт берёзы, передавая его характерные особенности: высокий белый ствол с чёрными полосками, гибкие ветви, круглые листья.
Рисование угольным карандашом
«Расписной лес»
  • Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа и репродукциями картин.
  • Учить рисовать осенний пейзаж, передавая строение и форму разных деревьев, используя разные приёмы рисования (мазком, пятном, концом кисти, всем ворсом, тычком жёсткой полусухой кисти).
  • Воспитывать у детей эмоциональное отношение к природе.
Рисование тычком
Автор Наумова Е. Н., воспитатель МДОУ «Детский сад №164»
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-po-netradicionomu-risovaniyu-podgotovitelnaja-grupa.html

Творчество призвано доставлять детям радость. Пусть рисование в каждой нетрадиционной технике станет маленькой, но запоминающейся игрой. Эксперименты с материалами и инструментами, неожиданные результаты и безудержный полёт фантазии! Необычные техники рисования расширяют возможномти и укрепляют в детях смелость к проявлению художественных талантов.

Рисунки для срисовки с чудными животными

  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/kreativnye-tehniki-netraditsionnogo-risovaniya-dlya-detskogo-sada
  • https://pups.su/vospitanie/netraditsionnye-tehniki-risovaniya.html
  • https://paidagogos.com/detskie-tehniki-risovaniya.html
  • https://uprostim.com/200-prostyh-karandashnyh-risunkov-dlya-srisovki-na-lyubuyu-temu/
  • https://thypix.com/ru/lyogkie-kartinki-dlya-srisovki/
  • https://web-paint.ru/uroki-risovaniya/legkie-i-krasivye-risunki-dlya-srisovki-podborka-iz-150-idej.html
  • https://kopilpremudrosti.ru/risunki-dlja-srisovki-ljogkie-krasivye.html

Техника набрызг

Описание

Еще одна интересная нетрадиционная техника рисования, правда, требующая много дополнительных материалов. Чтобы капли краски не испачкали все вокруг, застелите окружающие поверхности клеенкой. Лучше всего рисовать над раковиной или ванной.

Краска смешивается с водой до консистенции густой сметаны. Кисть или зубная щетка смачивается в воде, лишняя влага стряхивается. Брызгами покрываются отдельные участки полотна. По необходимости положение руки меняется, и краска разбрызгивается горизонтально, вертикально и т.д. Если нужно увеличить (уменьшить) величину капель, щетину приближают (отдаляют) от бумаги.

Примеры

Интересно получаются методикой «набрызг» деревья, листья, солнце и другие природные явления.

дерево, созданное техникой набрызг — урок

Можно использовать трафареты, закрывать ими определенные участки листа, а фон покрывать брызгами краски.

Инструкция

Видео урок, который можно использовать в качестве инструкции.

Автор делает набрызг с заготовкой, которая предварительно покрыта акриловым лаком.

Как нарисовать одуванчики

Мастер-класс, который могут взять за основу рисования новички. Автор разбрызгивает на белую бумагу три тона синей краски. Потом ватным диском вытираются лишние капли в серединках рисунка. В них уже рисуются кисточкой стебли цветка.

Как нарисовать зиму

Отличный урок, показывающий, как набрызгом нарисовать снежный пейзаж.

Натюрморт с цветами с помощью набрызга

Мастер-класс по рисованию натюрморта с цветами

Его проводят два человека – взрослый и ребенок.

Пример конспекта занятия по рисованию на тему «Весна шагает по планете»

Рекомендуется проводить НОД в два этапа. Первый — прогулка на открытом воздухе, а второй — практический урок рисования.

Этап 1

Преимущество темы про весну в том, что ее можно показать наглядно. Для этого достаточно выйти на улицу. Задача подготовительного этапа — сформировать у детей представление о признаках данного периода года, научить находить их самостоятельно.

Пример неба

Ход прогулки:

В кабинете группа узнает, что сегодняшняя прогулка — не простое развлечение и отдых, а важное исследовательское задание. Ребятам предстоит работать в команде и собирать признаки прихода весны.
Дети делятся на команды по 4-7 человек. Больше не стоит, так как нужно обеспечить активную работу каждого

Предложить командам выбрать лидера, который будет ответственен за составление карты признаков весны. В ходе игры команда должна найти то, что появляется с приходом весны (одуванчики, первые листика на деревьях, насекомые, прилетели птицы, майские жуки). В это же время лидер отмечает на листе то место, где был замечен каждый из признаков, а потом команда стрелками указывает маршрут. На все отводиться до 30 мин.
По истечении отведенного времени команды собираются вместе и бросают жребий. Это поможет определить очередность, в которой группы представят результаты своей работы. Дети должны будут провести всех остальных по своему маршруту и объяснить, почему они добавили каждый из объектов в свой список. Ничего страшного, если они будут повторяться, команды могут дополнить свой маршрут интересной информацией. Побеждает тот, кто собрал больше всего признаков весны.
Весна — это не только появление конкретных объектов, но и целое состояние природы. Необходимо выбрать спокойное место на площадке, где все смогут с удобством сесть и предложить описать то, как изменилось состояние природы вокруг
Акцентировать внимание стоит на приятной температуре — уже тепло, но не так жарко как летом; свежем воздуху, что пахнет зеленью и цветами; новых звуках — поют птицы, шуршат листья; что светит солнце, на небе редко появляются облака.
Все возвращаться в класс, моют после улицы руки и готовятся к практическому занятию.

Этап 2

На прогулке дети своими глазами имели возможность увидеть, что такое весна. Во второй части урока им предстоит активизировать новые впечатления, подкрепить их теоретическими сведениями и приступить к рисованию.

Пример рисунка с травой

  1. Начать урок рекомендуется с презентации. Если нет технического обеспечения, то подойдут простые картинки и плакаты. Короткий доклад должен объяснить группе, откуда происходит весна (вращения Земли вокруг Солнца, приближение планеты к звезде). Объяснить, что тепло — это удобные условия для жизни всех живых организмов, поэтому деревья распускают листья и соцветия, все растения начинают активно расти, а животных и насекомых становится заметно больше.
  2. На уроке рисования детям предстоит передать атмосферу весны. Она включает в себя и признаки, и состояния природы, которые были отмечены в ходе прогулки. Воспитатель демонстрирует нетрадиционные техники рисования и основные моменты, которые нужно передать на рисунке. Ребенок свободен в выражении своих творческих идей, но должен следовать плановости, цветопередачи и применить минимум одну новую технику.
  3. Рисование весна в подготовительной группе заканчивается организацией выставки.

Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски

Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.

В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.

Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подарок своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: