Виды пастели и их отличия в рисовании
Уроки живописи пастелью для детей начинаются с выбора определенного вида пастели. Ведь, несмотря на общие особенности, имеются и отличия.
Дети могут работать со следующими видами пастели:
- Сухая – самая приятная в обращении, с ее помощью наносятся самые легкие мазки, а рисунок получается матово-бархатистым. Единственный минус, что материал легко ломается и сильно размазывается, поэтому каждый ребенок должен аккуратно ею пользоваться;
- Восковая – более твердая пастель, чем сухая, внешне блестящая и гладкая. Эта пастель менее ломкая, а ее растушевка возможна лишь по границам элементов рисунка. Кроме того самый большой ее плюс в том, что дети могут использовать ее не только на бумажной поверхности, но даже на стекле;
- Акварельная – схожа с восковой пастелью, но благодаря наличию внутри водорастворимых компонентов может превратить работу в акварельный рисунок. Все что для этого надо ребенку – это размыть картинку водой;
- Масляная – вид пастели, который лучше использовать после 8-10 лет, поскольку ее размывку проводят специальными растворителями. Однако преимущества масляных мелков состоят в том, что они меньше всего крошатся, а рисунок сохраняет свои краски самое долгое время.
К слову сказать, каждый вид пастели, несмотря на отличия, будет интересен детям. И в зависимости оттого, что ребенок выберет, и нужно будет целенаправленно двигаться в практике.
Но чтобы определиться с выбором придется опробовать все виды пастельной живописи, а помогут в этом подобранные мастер-классы.
https://youtube.com/watch?v=jdoBKYcN3mI
Материалы
«Не мое», – решила я про себя и забыла о существовании масляной пастели еще лет на 10… Спустя это время моя подруга подарила мне на день рождения набор мелков Сонет из 36 цветов. Я сказала : «Спасибо, надо будет попробовать!» Так мелки пролежали в ящике до февраля этого года.
Пастель
У меня два набора пастели. Первый – это вышеупомянутый Сонет, который я использую все реже и реже, а второй это Mungyo Gallery, набор мягкой пастели из 48 цветов от которого я в восторге.
Цена удовольствия – примерно 2 тысячи рублей, я считаю ее вполне оправданной, учитывая качество мелков.
Так, лидер рынка (насколько я поняла по отзывам) SENNELIER будет стоить в районе 5 тысяч за те же 48 цветов… Учитывая свой минимальный опыт работы с материалом я решила, что новичку нет смысла так траться, нужно набраться опыта, и потом, может быть, когда-нибудь я позволю себе такую роскошь, но не сейчас.
Mungyo Gallery оправдала все мои надежды, после первого опыта рисования я была в восторге от мягкости и легкости нанесения мелков, от того, как она смешивается. Количество цветов даже немного смутило меня, глаза разбегались, и я не понимала, чего хочу. Сейчас иногда тоже такое бывает, но с каждым разом мне все легче и легче)
Бумага
Ну, тут все зависит от вас, вашего кошелька и фантазии. Я использую самую простую акварельную (200гр, Гознак), крафт-бумагу для эскизов (она конечно тонковата, но для маленьких зарисовок мне вполне подходит), а еще я купила набор бумаги для пастели от Palazzo (160 гр, тиснение «Холст», с содержанием хлопка 40%). Тут я рекомендую вам самим поэкспериментировать и понять, что больше нравится именно вам, ведь одного и того же пути для всех не существует.
Дополнительные материалы
Сюда я отнесу наличие салфеток для протирки мелков (я отдала предпочтение простой ветоши, от нее не остается никаких ворсистых следов), разбавитель (у меня стандартный от Невской палитры, №4), кисти (синтетика, отмываются теплой водой и хозяйственным мылом), мастихины, палочки для растушевки, белила для бликов.
Основные приемы для работы с масляной пастелью
На самом деле, все интуитивно просто. Если вы хоть раз рисовали масляной пастелью, то большинство этих «приемов» вы сами использовали, не зная о том, что у них есть какие выдуманные классификации.
Я задумалась об этом, перевернув коробку и посмотрев, что написано сзади, а там была пара приемов с названиями, которые начинают мой список. Так же в подборку вошли несколько приемов, которые так или иначе я наработала сама.
Точки и линии
Этот прием не для слабонервных, работая в таком духе нужно иметь терпение. Я очень люблю рисовать точками, мне нравится сияние, которое можно таким образом создать. Так же точки можно использовать для того, чтобы обогатить цветовое решение работы.
Не забываем местами помогать себе, используя полочку для растушевки. Эти два приема очень энергозатратные, руки и глаза устают от такой работы, но результат порой того стоит!
Разбавитель
Впервые прочитав вопрос, я подумала, что, скорее всего речь идет не о масляной, а о сухой пастели.
Но вопросы продолжали поступать и я решила покопать на эту тему. В интернете писали про льняное масло и скипидар. Скипидара у меня не оказалось, поэтому взяла пинен, он же Разбавитель 4.
Мне больше приглянулся Разбавитель 4, т.к. он сохнет намного быстрее + у него более удобная консистенция, схожа с водой. Когда используешь масло, оно слишком густое и сохнет в разы дольше, к тому же, со временем от масла остаются желтоватые разводы.
Закрашиваете пастелью определенный участок, кисть опускаете в разбавитель, и начинаете водить по участку. Все. Эффект интересный, техника отлично подойдёт для задних планов, фона, драпировок и т.п.
Мелкие детали
Надеюсь, что статья не стала для вас потерей времени, а открыла вам что-то новое, может даже послужила небольшим толчком к творчеству! Я буду продолжать свои эксперименты, и как только узнаю что-то новое, то непременно продолжу свой список) Если возникнут вопросы, то пишите их в х, буду рада ответить. Всем творческих успехов!
Рисуем землю
Начнем с определения линии горизонта с помощью жженой сиены. Используя тот же цвет, мы заполним весь средний и передний планы, чтобы создать базовый слой. Позже мы растушуем всю эту область.
Сверху используем различные желто-охристые, оранжевые, коричневые и землистые красные и желтые оттенки.
Вдоль линии горизонта очертим формы некоторых деревьев вдалеке. Темно-землистый зеленый цвет используется для создания основной формы каждого из деревьев. С правой стороны каждой фигуры добавляем легкая тень оттенком черного.
Продолжаем двигаться вниз по картинной плоскости, добавляя дополнительные желтые, коричневые, красные и оранжевые цвета. Вертикальные штрихи используйте для травинок, находящихся ближе к зрителю, а горизонтальные штрихи — для травы вдалеке.
После того, как мы немного спустимся вниз, нарисуем основные формы для двух деревьев, находящихся вблизи. Используем темно-коричневый цвет для ствола и более крупных ветвей каждого из деревьев. Боковую сторону мелка используем для некоторых штрихов травянистого поля. Детали пока отложим, и потом проработаем пастельным карандашом.
Как подобрать цветовую схему
При работе с любой цветовой средой следует учитывать цвета, которые вы используете в своей работе. Часто это начинается с простого анализа предмета. Вы можете использовать наблюдаемые цвета, не меняя их вообще. Это приемлемый подход.
Иногда вам может понадобиться убрать определенные цвета, сделать их более насыщенными или даже полностью изменить. Если вы решите сделать это, вы можете рассмотреть теорию цвета и сочетание цветов.
Цвета имеют сочетания, основанные на их положении на цветовом круге. Эти цветовые сочетания при использовании в цветном рисунке или живописи называются цветовыми схемами.
Сначала меня привлекла эта тема из-за ее простоты, но цветовые сочетания также были важны. В этой конкретной сцене был хороший контраст между синим небом и ярко-оранжевыми цветами на переднем плане. На цветовом круге оранжевый и синий — прямые противоположности. Цвета, противоположные друг другу на цветовом круге, считаются комплиментарными. Дополнительная цветовая схема обеспечивает высокую контрастность и немного «попсовости».
Изначально я думал, что буду обыгрывать это цветовое соотношение. Но пока я работал, я начал замечать тонкие красные и желтые оттенки на переднем плане. Когда я выбрал более насыщенные красные и желтые цвета, чтобы преувеличить рисунок, стало ясно, что изменение цветовой схемы может привести к более яркому результату и большему интересу.
Я изменил свой подход и стал отдавать предпочтение цветовой триаде основных цветов вместо строгой комплементарной схемы.
Цветовая триада — это цветовая схема, состоящая из трех цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Например, второстепенные цвета оранжевый, фиолетовый и зеленый можно рассматривать как цветовую триаду. Основные цвета: красный, желтый и синий — еще один пример цветовой триады, и я решил пойти именно в этом направлении.
Используя более сильные красные и желтые цвета на среднем фоне, я смог выделить цветовую триаду, не жертвуя сильным контрастом, обеспечиваемым дополнительной схемой, благодаря оптическому смешиванию. На небольшом расстоянии от работы красный и желтый кажутся оранжевыми, что контрастирует с голубым небом.
Флористика
Рисунки цветов – одни из популярных объектов у профессиональных и начинающих художников, работающих с пастельными масляными красками.
Это могут быть:
Цветок
Этапы рисования
Роза
Нарисовать цветок концентрическими кругами, приняв во внимание, что лепестки розы растут из центра соцветия.
Листья цветка наметить зеленой пастелью. Лепестки можно набросать белым мелком, начиная от центра соцветия.
Самые светлые участки закрасить белой пастелью. Темные детали рисовать по чистой бумаге, средние тона – давя на мелки с меньшей силой.
Добавить тени под стеблем, лепестками и листьями
Темные детали рисовать по чистой бумаге, средние тона – давя на мелки с меньшей силой.
Добавить тени под стеблем, лепестками и листьями.
Фиалка
Начать рисовать с маленькой «капельки»: она станет сердцевиной цветка.
От «капельки» снизу, слева и справа нарисовать по 1 лепестку. Каждый из лепестков имеет форму овала. 2 верхних лепестка сверху должны соединяться неровной волнистой линией.
В 3-х нижних лепестках провести несколько коротких линий. Они начинаются от той же «капельки».
Нарисовать стебель. Для этого от лепестков провести 2 линии.
Нарисовать листок от стебля. Для этого нужно провести дуговую линию. Это будет сердцевиной листа. Края самого листа изобразить волнистой линией. От сердцевины к краям листа должны симметрично отходить несколько линий.
По такой же схеме добавить еще цветы и листья.
Для раскрашивания лепестков использовать фиолетовый мелок. Сердцевина цветка должна быть желтой. Листочки и стебли сделать зелеными.
Тюльпан
Взять, кроме краски, белый карандаш.
Создать эскиз.
Прорисовать бутоны. Для этого применяются желтые мелки.
Места, в которых бутоны соприкасаются со стеблями, создать с помощью сепии. Там, где соединяются лепестки, использовать оранжево-желтый цвет.
Сделать растушевку краски. Делать это нужно с тщательностью.
Начать прорисовывать зеленые листья. После этого также выполнить растушевку.
Создать фон. Это может быть, например, трава.
Готовый рисунок покрыть лаком. Это закрепит цветовые пигменты.
Мастер-классы по рисованию акварельной пастелью
Заинтересовать ребенка занятиями акварельной пастелью не сложно.
Обучение можно начать с рассказа о том, что это чудесные мелки, которыми можно не просто что-то нарисовать, но и при помощи воды превратить в другой вид творчества.
На уроках с акварельными мелками детям можно предложить нарисовать животных, например, кошку или черепаху, бабочек и насекомых, деревья, свой дом и сад, и, конечно же, цветы.
Цветочки детям изображать проще всего, поэтому на примере мастер-класса «как нарисовать лилии» дети смогут пошагово освоить то, как рисовать акварельной пастелью:
- Возьмем белую пастельную бумагу и акварельные пастельные карандаши;
- Создадим эскиз лилий черным пастельным карандашом, заполняя пространство и выделяя черным некоторые линии и детали, например, тычинки и пятнышки;
- Наполним эскиз цветом, вначале возьмем оранжевую пастель и создадим ей цветовые акценты;
- Затем возьмем красную пастель, как алую, так и бордовую, добавим красные акценты деликатно на рисунок;
- Возьмем две кисточки. Толстой разбрызгаем слегка воду по рисунку сверху вниз, а тонкой начнем размывать цветовые акценты. Черный цвет трогать рядом с цветными пятнами не стоит, чтобы не испачкать рисунок;
- Начинаем писать водой по фону, слегка затрагивая по краю черный цвет и создавая серую поверхность;
- Создаем акварельные эффекты слегка размывания красный и оранжевый цвет;
- Оставляем картину высыхать на несколько часов;
- После сушки по высохшей поверхности прорабатываем линии. Чтобы рисунок выступил, сухими акварельными карандашами подчеркиваем акценты.
В результате композиция станет более глубокой и получит завершение. А картина в целом получится и акварельной, и графической.
Выполнить подобным образом можно и любые другие цветы и не только. Этим же методом можно создать и животных, и пейзажи, и цветовые скетчи.
Как нарисовать розу карандашом? Урок для новичков
При оформлении праздничной открытки или плаката обычно используются нарисованные цветы. Нарисовать розу проще всего (ещё проще только ромашка), поэтому чаще выбирают именно этот цветок.
Самый простой и наглядный способ — это рисовка розы в карандаше. Для большей простоты и наглядности существует алгоритм того, как нарисовать розу поэтапно.
Начнём рисовать цветок со спирали: начинаем с центра и по часовой стрелке делаем несколько витков изнутри наружу. Спираль должна быть немного вытянута и угловата, форма овальная, а не круглая.
От центра спирали откладываем на глаз примерно три её высоты вниз перпендикулярно плоскости этой завитушки. От отложенной точки проводим изогнутую S-образную линию, не соединяя её с верхушкой бутона будущей розы.
От этой же точки проводим такую же линию в зеркальном изображении, которая уже касается левого края спирали. Ещё одна изогнутая линия рисуется из все той же точки, но отклонена больше влево.
Следующая закругленная линия должна соединить точку основания бутона, которую мы отложили, и точку где заканчивается левая S-образная кривая. Должен получиться лепесток как на картинке. Аналогично дорисовываем лепесток, находящийся позади бутона. Можно не просто нарисовать розу карандашом, но и придать ей объем простыми приемами.
На следующем шаге придаем объем бутону. Для этого от краев спирали опускаем вниз короткие отрезки. Такие же отрезки опускаем от начала и конца спирали. Эти отрезки не должны пересекать линии спирали или лепестков.
Теперь рисуем под бутоном цветоложе и от него проводим вниз линию стебля
Перед тем как нарисовать розу со стеблем и листочками, обратите внимание на то, как они растут и какой они формы.
Листья у розы расположены по нескольку штук на черешке. Рисуем пару черешков на стебле цветка, а на них по три листочка
Форма этих листочков — яйцевидная.
Если вы хотите оставить карандашный рисунок, можно попробовать обозначить тени, придав ещё больший объем и реалистичность розе. Прежде всего, определите с какой стороны падает свет. Сделайте темнее углубления между лепестками и в местах их стыка. Немного разотрите пальцем эти участки, чтобы штриховка не смотрелась грубо.
Несмотря на кажущуюся сложность, научиться рисовать розу может каждый, нужно лишь понять принцип строения цветка. Просто взгляните на фотографии, чтобы увидеть как устроен бутон, стебель и листья розы.
Ещё один способ, более сложный, можно посмотреть на видео:
Видео, с более сложным, реалистичным рисунком:
Флористика
Рисунки цветов – одни из популярных объектов у профессиональных и начинающих художников, работающих с пастельными масляными красками.
Это могут быть:
Цветок
Этапы рисования
Роза
Нарисовать цветок концентрическими кругами, приняв во внимание, что лепестки розы растут из центра соцветия.
Листья цветка наметить зеленой пастелью. Лепестки можно набросать белым мелком, начиная от центра соцветия.
Самые светлые участки закрасить белой пастелью
Темные детали рисовать по чистой бумаге, средние тона – давя на мелки с меньшей силой.
Добавить тени под стеблем, лепестками и листьями.
Фиалка
Начать рисовать с маленькой «капельки»: она станет сердцевиной цветка.
От «капельки» снизу, слева и справа нарисовать по 1 лепестку. Каждый из лепестков имеет форму овала. 2 верхних лепестка сверху должны соединяться неровной волнистой линией.
В 3-х нижних лепестках провести несколько коротких линий. Они начинаются от той же «капельки».
Нарисовать стебель. Для этого от лепестков провести 2 линии.
Нарисовать листок от стебля. Для этого нужно провести дуговую линию. Это будет сердцевиной листа. Края самого листа изобразить волнистой линией. От сердцевины к краям листа должны симметрично отходить несколько линий.
По такой же схеме добавить еще цветы и листья.
Для раскрашивания лепестков использовать фиолетовый мелок. Сердцевина цветка должна быть желтой. Листочки и стебли сделать зелеными.
Тюльпан
Взять, кроме краски, белый карандаш.
Создать эскиз.
Прорисовать бутоны. Для этого применяются желтые мелки.
Места, в которых бутоны соприкасаются со стеблями, создать с помощью сепии. Там, где соединяются лепестки, использовать оранжево-желтый цвет.
Сделать растушевку краски. Делать это нужно с тщательностью.
Начать прорисовывать зеленые листья. После этого также выполнить растушевку.
Создать фон. Это может быть, например, трава.
Готовый рисунок покрыть лаком. Это закрепит цветовые пигменты.
Как правильно нарисовать положение розы. Этап второй.
Выберите положение, с которого цветок будет выглядеть наиболее эффектно. Старайтесь рисовать розу, не отвлекаясь на детали и двигая всей рукой, а не только пальцами. Чаще смотрите на растение, чем на рисунок. Рисуя, не следует передвигаться на другое место, наклоняться в сторону, чтобы лучше рассмотреть, так как от этого изменяется точка зрения на предмет, и рисунок будет неправильным.
Когда композиция рисунка розы будет найдена и на листе намечены контуры будущего изображения, наметьте общие очертания головки цветка и его главных частей с учетом их пропорций и особенностей. Потом выявите конструкцию бутона, тоновые соотношения, нарисуйте стебель и листья, произведите окончательное обобщение рисунка.
Как правильно нарисовать положение розы. Этап второй.
Выберите положение, с которого цветок будет выглядеть наиболее эффектно. Старайтесь рисовать розу, не отвлекаясь на детали и двигая всей рукой, а не только пальцами. Чаще смотрите на растение, чем на рисунок. Рисуя, не следует передвигаться на другое место, наклоняться в сторону, чтобы лучше рассмотреть, так как от этого изменяется точка зрения на предмет, и рисунок будет неправильным.
Когда композиция рисунка розы будет найдена и на листе намечены контуры будущего изображения, наметьте общие очертания головки цветка и его главных частей с учетом их пропорций и особенностей. Потом выявите конструкцию бутона, тоновые соотношения, нарисуйте стебель и листья, произведите окончательное обобщение рисунка.
Мягкие пастели
Мягкие пастели являются традиционной формой пастели, а также наиболее часто используемыми. Они имеют очень высокую концентрацию пигмента, который спресован наименьшим количеством связующего вещества (резины), насколько это возможно. В результате они очень легко крошатся, но их цвета удивительно яркие.
Эта хрупкая консистенция и порошкообразная текстура делают их хорошо подходящими для смешивания, наслаивания на большом количестве цветов, создавая живописные эффекты. Вы также можете использовать край для тонких линий, но большинство художников используют жесткие пастели или пастельные карандаши для детальной работы и предварительных эскизов.
Мягкие пастели поставляются в широком диапазоне цветов — больше, чем у других типов пастели, а некоторые производители, предлагаюют до 500 цветов! Мягкие пастели имеютформу цилиндрических палочек нескольких размеров: цельные палочки, половинные палочки и толстые палочки. Вы можете купить их по отдельности, но если вы покупаете пастель первый раз, может быть проще купить стартовый набор со сбалансированной цветовой палитрой, которую вы можете расширить со временем.
Каждый производитель использует свою технологию производства пастелей, которая может влиять на текстуру и прочность. Возможно, вам придется экспериментировать, чтобы найти бренд, который лучше всего подходит вашему стилю. Самыми лучшими считаются мягкие пастели Sennelier и Rembrandt, они постоянно восхваляются художниками.
PanPastel также продает качественные пастели для художников, которые поставляются в баночках. Их можно наносить с помощью кистей, губок и других инструментов.
Качественные мягкие пастели поштучно
Sennelier Soft Pastels |
Мягкие пастели Рембрандта |
Мягкие пастели Шминке |
Unison Handmade Pastels |
Панели живописи PanPastel |
Мягкие пастели |
Наборы мягкой пастели для художников
Sennelier Мягкие пастельные наборы |
Sennelier Half-Stick Мягкие пастельные наборы |
Мягкие пастельные наборы Рембрандта |
|
Мягкие пастельные накладки Schmincke |
Мягкие пастельные наборы Richeson Handmade |
|
Секреты техники рисования пастелью для начинающих художников
Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.
Рисование пастельными мелками предполагает тесный контакт пальцев руки с бумагой, так как штрихи часто растушевываются для получения нужного оттенка или фактуры. Благодаря этому можно в буквальном смысле слова «почувствовать» рисунок во время работы.
К тому же техника рисования пастелью обладает волшебным свойством – она склонна превращать простоту и даже «примитивность» рисунка из недостатка в достоинство.
От классики к импрессионизму
История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи.
Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17 века. Происходит оно от латинского pastellum – паста.
Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».
Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.
Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.
Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.
В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.
Виды пастели для рисования
Пастельные мелки бывают трех видов:
- сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
- масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
- восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;
Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.
Мелки для сухой техники
Как нарисовать розу со стеблем карандашом поэтапно
Первым шагом намечаем стебель и овал будущего цветка
На стебле показываем листья и оформляем бутон розы.
Более тщательно прорисовываем части цветка
Следующим шагом рисуем крупные лепестки розы
Постепенно переходим к прорисовке мелких лепестков в серединке цветка
Стебель требует детальной проработки — нарисуйте шипы
Листья у розы также заостренные — нарисуйте зубчики.
Ту же операцию нужно проделать со всеми листьями.
Как нарисовать розу, не придав ей характерных особенностей в строении листьев и стебля?.
Теперь можно приступать к проработке в тоне
Твердо-мягким карандашом слегка заштрихуйте ножку цветка
Помните об объеме, когда рисуете листья.
Если вы растушуете карандашные линии, то получится нежный эффект.
Так как бутон розы ярко-алый, более активно следует набирать тон.
С помощью ластика придаем розе естественный и живой вид.