История возникновения
Расписные металлические подносы начали делать еще в 18 веке на Урале, производство их велось на металлургических заводах Демидовых. А во второй половине 19 века подносы стали делать и в деревнях Московской губернии – Жостово, Новосельцеве, Троицком и пр. И жостовский промысел со временем стал ведущим.
Жостовский поднос. XIX в.
А началось все с мастерских по производству изделий из папье-маше, которые красиво расписывались и нарядно лакировались. Жостовская роспись подносов связана с фамилией Вишняковых, заведение братьев производило подносы и сухарницы, поддоны и шкатулки, чайницы и портсигары. Существовало предприятие с 1825 года, и уже через несколько лет в окрестностях Жостово стали все больше расписывать именно подносы, и сделанные не из папье-маше, а из металла (по примеру уральских умельцев).
Железные подносы стали главным местным продуктом, а так как селения располагались недалеко от столицы, им был уготован выгодный торговый путь
Важно и то, что местное производство не терпело убытка, ведь не было нужды в перекупщиках. Да и материалы для создания подносов можно было купить в Москве, что очень удобно
В 20 веке жостовское искусство обосновалось в артели, которых было несколько. Ближе к 30-ым народное творчество могло исчезнуть: советский реализм вносил свои правки в особенности и мотивы росписи, профессиональные художники заполняли работы своими элементами, чужеродными традициям.
Более подробную информацию об истории жостовской росписи вы узнаете из статьи: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».
Но специалисты понимали, что такие изменения просто уничтожат промысел, и им удалось отстоять жостовское искусство. С 60-х лет начался очередной его подъем. Отрадно, что лакированные металлические подносы не стали перевернутой страницей истории – Жостовская фабрика декоративной росписи работает и сегодня, активно ведет обучение новых художников, проводит мастер-классы, реализует продукцию.
История промысла
Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.
Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.
С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.
Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.
Городецкая роспись рисунок поэтапно, с фото
Городецкая роспись изначально применялась к деревянным изделиям. Чаще всего расписывалась посуда. Красиво расписанные предметы обихода служили для украшения и уюта крестьянских домов. В настоящее время этот вид искусства предполагает также рисунки на обычном холсте или бумажном листе.
Каждый элемент городецкой росписи несет в себе особое значение, краски выбираются яркие, сочные. В Городце кроме цветов зачастую рисуются птицы, кони, сценки из жизни на природе или в интерьере. Чтобы рисунок получился по настоящему красивым, необходимо освоить основные азы данной техники, а именно: научиться правильно держать кисть — перпендикулярно поверхности рисунка, наносить мазки.
Ход работы.
— Ребята, давайте подойдём и рассмотрим нашу выставку.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы и цветные иллюстрации жостовской росписи.
— Какие красивые расписные подносы изготавливают народные мастера в деревне Жостово.
Цветущий край, родимые просторы –
Весенний луг, тенистые леса….
В них Жостово изящные узоры,
Федоскина былинная краса!
И я – росток от корня векового,
Я – плоть и кровь Мытищинской земли.
Не зря наш край, исконный, родниковый,
Жемчужиной России нарекли!
Г. Степанова
— Да, много сёл в Московской области, но о Жостове знают все, наслышаны о нём, по всей земле. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были другие русские напитки, как сбитень, медовуха. Появился и ритуал – чаепитие.
— Посмотрите, на эту красоту, назовите мне понравившийся цветок на этих подносах. Скажите, как называется цветок, где он прорастает, опишите его.
— А скажите мне, если на лугу мы соберём по одному много цветов, как это будет называться? (Букет).
— Послушайте стихотворение:
Цветы России собрались
В венок красивый заплелись
И не страшна им осень.
Ромашка прячет желтый глаз
Под белыми ресницами.
И листья скручены под ней
Зелеными косицами.
Г. Степанова
— Ребята, скажите, какие формы подносов вы видите?
— Да правильно, разнообразие форм и размеров поражало воображение – это овальные и квадратные, прямоугольные, круглые, шести – восьмиугольные, и даже треугольные подносы для угловых столов.
— В основном мастера покрывают подносы черной эмалью, хотя жостовские подносы бывают красные, зеленые, синие.
— А теперь,
ответьте мне,
кто такою красотою
на подносе рисовал
и всех цветами удивлял
как называется профессия людей, которые расписывают подносы? (Художники).
— А сейчас, я вам предлагаю тоже превратиться в художников села Жостово, согласны? Занимайте свои рабочие места.
— Я вам рассказывала, этапы росписи жостовских подносов. Сначала мы продумаем рисунок будущего узора, так как будем рисовать сразу кистью, как настоящие мастера. 1 этап — сделаем замалёвок – нанесём силуэты цветов и листьев. Крупные цветы поместим в центре букета, а окружать их будут цветы поменьше, а совсем по краям располагаются мелкие цветы и листочки.
— 2 этап — тенёжка – мы нанесём цветные тени с помощью которых, наш букет, будет казаться объёмным.
— 3 этап – мы будем, высветлять некоторые детали и у нас получится более контрастный вид – этот этап называется прокладка.
— Далее, мы займёмся бликами, этот этап так и называется – бликовка. Создаётся настроение и особый колорит нашего букета.
— Ну и закончим наш поднос чертёжкой – нанесём тонкой кистью небольшие штрихи, нарисуем прожилки и края листиков, в центре цветов обозначаем «семенца».
— Следом идёт приём привязка – это, когда в букет, мы прорисуем травинки, стебельки.
— А потом займёмся уборкой, так называется приём украшения бортов подноса.
Проводится физкультминутка «Цветок».
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик,
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.
Кисти рук у запястья соединены, а пальцы
плавно расходятся в разные стороны,
напоминая раскрывшийся цветок.
Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся
цветок.
Кисти рук возвращаются в исходное
положение.
Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.
— А теперь, возьмём кисточки и начнём творить жостовские чудеса. В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.
После росписи подносов дети оценивают свою работу.
— Ребята, у каждого жостовского подносаесть красивые названия: «Нежность», «Русь», «Подмосковное утро» и другие. Придумайте и вы названия своим подносам.
О Жостовских подносах давно молва бежит,
Купава золотая на полотне лежит.
Фиалки голубые в подносиках живут
И ласточки лихие летают там и тут.
А. Загрядский
Роспись подноса
Классическое изделие – это черный фон, но сегодня к каноническим мотивам и цветовому решению относятся не так строго. Потому подносы на красном и зеленом основаниях, на серебристом или синем фоне встречаются не так и редко. Главное – узнаваемый почерк в изображении цветов, которые являются главным мотивом промысла. Обычно это простые полевые или садовые цветы, нарядные, гармоничные. Стоит отметить, что и цветочные мотивы жостовцы переняли у уральских мастеров.
В центре композиции всегда крупные растения, и художник старается нарисовать его так, чтобы цветок словно вырастал из центра подноса. Ближе к краям располагаются соцветия помельче. Обычно рисуют художники цветы в букетах, но порой на подносе они предстают в венках, или даже рисуют сложные цветочные орнаменты.
Основные цвета подносов из Жостова:
- черный;
- пшеничный или слоновая кость;
- бургундский;
- голубой;
- красный;
- лазурный;
- золотой;
- коричневый;
- янтарный;
- желтый.
Этапы прорисовки жестовских цветов
Создание рисунка требует последовательности:
- Художник берет цвет, который избрал для изображения элемента, и слабым его оттенком он прорисовывает эскизы каждого компонента изображения. Мастер пользуется свободным кистевым мазком, предварительное нанесение рисунка карандашом не требуется. Этап называется замалевкой.
- Далее мастеру предстоит рисовать полупрозрачные тени – на этом этапе на работе появляются соцветия и листья. Делает это специалист лессировочными красками. Этот этап называют тенежкой.
- Окончательным оттенком цветам придается форма. Это следует прокладка – плотное, корпусное письмо, при котором мастер использует яркие краски.
- После того, как последние нанесенные штрихи подсохли, художник делает блики на изображении. Именно они создадут объемность рисунка. Этап называется бликовкой.
- С помощью тонкой кисти художник работает над детализацией, чтобы изображение приобрело законченный вид – это чертежка.
- Практически завершает работу привязка, тонкие усики и травка, которая объединяет все элементы в одну завершенную, гармоничную цветочную композицию.
- Настало время наносить орнамент на края подноса. Это либо мелкие цветы, либо геометрические фигуры. Процедура носит отделочный характер, но этот тот самый необходимый финальный штрих.
Далее изделие нужно покрыть несколькими слоями лака (сегодня активно используется акриловый лак). Промежуточная просушка каждого слоя обязательна. Глянцевый либо полуглянцевый лак смотрится на подносе более выгодно, удачно подчеркивая колорит картинки.
Мастера добиваются реалистичности при изображении рисунка
Основное отличие жостовских цветов – они будто оживают на темном фоне. Без применения 3D-технологий русские художники научились «оживлять» изображения, словно приподнимая его над поверхностью. Работали умельцы масляными красками, причем, трудились сразу над несколькими изделиями (если орнамент на них одинаков).
Интересны и работы, на которых появляются не только цветы, но и плоды, а также животные. Такие изделия словно просятся на стол: каждый элемент изображения щедро полит солнечными лучами, окутан прозрачностью свежего воздуха, поет цветом и своей зрелостью. А еще появляются на подносах пташки, не менее живописные. Даже если это обычные синички, на росписи жостовского подноса они будут очень яркими, немного сказочными.
Как рождается жостовский поднос увлекательно показано в данном видео.
История ремесла
Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.
Возникновение
Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.
И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.
Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.
Жостовская роспись в XX веке
В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.
Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.
Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.
Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.
Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня. Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.
Развитие в наши дни
Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.
Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах
Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.
Также рекомендуем почитать: Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров
Особенности и техника изготовления жостовских подносов
Подносы имеют различные размеры и формы. Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. Самые распространённые формы — овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.
Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Перед росписью изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. Подносы расписывают масляными красками, а после росписи несколько раз наносят прозрачный лак.
Основная тематика жостовских росписей — большие букеты из крупных и мелких цветов. Цветочный букет расположен в центре подноса. По борту подноса идет золотистый узор. Букеты могут дополняться изображениями ягод и радостных, разноцветных птиц. Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Издавна один из любимых сюжетов — удалая тройка лошадей.
Излюбленный сюжет — русская тройка.
Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.
Этапы росписи:
- замалёнок — нанесение силуэтов цветов и листьев;
- тенежка — нанесение теней;
- прокладка — определение формы цветов и листьев;
- бликовка — нанесение бликов создает колорит и настроение, придает объем изображаемому;
- чертёжка — нанесение тонкой кистью контуров каждого цветочка и листика;
- привязка — рисуются усики, веточки, травинки, связывающие букет в единое целое;
- уборка — нанесение узора на борта подноса.
Этапы нанесения рисунка.
Благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположения на подносе, каждый жостовский поднос уникален. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых.
Каждое изделие — уникально.
Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.
Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы отличить настоящий поднос из Жостово, нужно прежде всего посмотреть на край подноса. Он должен быть идеально гладким и ровным. На оборотной стороне подноса должен стоять товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточка.
Обзор вариантов
Тарелка своими руками из оргстекла
Этот способ требует сравнительно ощутимых финансовых затрат, само оргстекло стоит немалых денег, для его нагревания понадобится габаритная камера, но результат получается, пожалуй, самый эстетичный.
Оргстекло удобно для наших целей, поскольку при нагревании оно способно принимать заданную форму. Для изготовления самодельной спутниковой тарелки возьмите кусок оргстекла толщиной около 4 мм, вырежьте круг диаметром чуть больше полуметра, нагрейте, как только стекло размягчится, следует выгнуть его в форме тарелки. Внутреннюю сторону всю полностью тщательно покрыть фольгой. Антенна для спутникового ТВ своими руками готова.
Спутниковая антенна из зонтика и фольги
Для приёмника сигнала с кабеля антенны счищают ножом 3 см защитной оплётки, подрезают до медного провода передающего телерадиосигнал. Тут дело доходит и до пустой жестяной банки. Из этого ценного материала выкраивают овал, в середине его пробивают дырочку, в неё вставляют тот самый медный провод и припаивают. Против коррозии в перспективе знатоки рекомендуют покрыть стык пластилином.
У нас вышел приёмник сигнала, который следует примотать к ручке серебряного зонтика изолентой, но таким образом, чтобы наш самодельный приёмник непосредственно не касался металлической трости, иначе будут возникать шумовые помехи. Изолирующей прокладкой между деталями может опять послужить пластилин.
Электропитание приёмника-усилителя происходит по антенному проводу. Получившуюся антенну необходимо закрепить, а также направить на источник телесигнала.
Спутниковая тарелка из тонкого металлического листа
Берём тонкий, не толще 1,5 мм лист оцинкованного железа толщиной 1…1,5 мм со сторонами 100х100 мм. Из этого материала изготавливается тарелка с диаметром около 80 мм. Для исключения ошибок сначала раскраиваем картонный лист такого же периметра на 16 равных частей в виде секторов.
При этом всякий следующий будет смещаться относительно предыдущего на 22,5 мм. Рисуем 4 круга с такими радиусами: 75 мм, 254 мм, 400 мм и 538 мм. Самый большой круг уже выйдет за пределы лист картона. Вышедшие за границы части нужно просто обрезать. Круги понадобятся для того, чтобы по ним изогнуть шаблон.
Спутниковая тарелка из проволоки
Для этого варианта приготовьте достаточно крупный мяч и медная проволока около 3 мм в диаметре. Надувной мяч диаметром не менее 1 метра будет играть роль болванки для придания формы нашей тарелке. На нём маркером отмечаем наибольший диаметр антенны. Из проволоки скрутите первое маленькое кольцо и положите его на верх мяча. Скрутите второе кольцо чуть пошире, наложите на мяч.
Второй круг должен оказаться такого размера, чтобы расстояние между ним и маленьким верхним оказалось 2-3 см. Соединяем кольца проволочными отрезками с помощью припоя, либо скрепляем их тоненькой проволокой. Продолжаем в том же духе изготовление и расположение колец на мяче, пока не достигнем наибольшего диаметра тарелки. У нас получится каркас будущей спутниковой антенны, который затем нужно обтянуть фольгой. Довершаем изделие конструктивным решением внутри первого самого маленького кольца для закрепления тарелки.
Параболическая антенна из листа стали
Рисуем параболу на картонном чертеже, с которого её перенесём потом на лист стали. Свариваем каркас изделия из металлических прутьев. Эти прутья выгибаем по ножу. В середину установки привариваем подшипник. Под него вертикально устанавливаем трубу. Хорошенько закрепив её, водружаем нож на подшипник большой шайбы. В полученную заготовку антенны вливаем довольно густой раствор бетона.
После заливки должно пройти 4 суток, столько минимум будет сохнуть бетонная заготовка (наша матрица). Теперь займёмся выклейкой антенны. Делим антенну для упрощения своей задачи на 8 секторов. Важны равномерные расстояния между частями матрицы. Для выкройки понадобятся равновеликие полоски стеклоткани и эпоксидная грунтовка.
Смазываем бетонную матрицу машинным маслом, устанавливаем шайбу в трубу. Покрываем матрицу смолой, сверху накладываем полоски стеклоткани и хорошенько их разглаживаем. Оклеиваем затем фольгой. Новое изделие готово к использованию в качестве приёмника-усилителя.
Научиться и научить
Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием. Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи. А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.
Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом. Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется «двойной мазок». Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная — на кончик кисти. Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда. Затем аналогично заполняется серединка соцветия.
Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием «двойного мазка». При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.
Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.
После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки. Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка. К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.
Далее наступает этап рисования «травки». Листики у стебельков также изображаются двойным мазком. А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки. При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился «зигзаг». При изображении более круглых листочков используют прием «запятой».
В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!
Жостовские подносы в современной жизни
В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос — яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.
По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения. В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.