Какие еще истоки у палехской миниатюры
1 / 3
Бахрам Гур на охоте. Персидская миниатюра. XVI век Library of Congress
2 / 3
Иван Балякин и Никита Буторин. Акафист Богородицы. Клеймо «Путешествие волхвов» (правая сторона). Палехская икона. Конец XVIII века Государственный музей палехского искусства
3 / 3
Иван Вакуров. Охота на оленя. 1925 год Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
В поисках нового изобразительного языка бывшие иконописцы обращались к книгам по японскому, персидскому и античному искусству из библиотеки искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова. Так, из персидской миниатюры пришла идея изображать сцены охот и битв. Но это не прямое повторение: колорит остался традиционным, а фигуры лошадей выполнялись в традиции новгородской иконы, в светлых и темных силуэтах и разнообразными по цвету — белыми, черными, киноварными, синими и желтыми.
1 / 2
Рафаэль Санти. Встреча Иакова с Рахилью. Фреска лоджии Рафаэля в Ватикане. 1519 год Wikimedia Commons
2 / 2
Иван Голиков. Шкатулка с росписью «Встреча». 1924 год Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
После создания Артели древней живописи по просьбе Максима Горького палехским художникам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с работами мастеров европейского Возрождения. Произведения итальянских художников стали для бывших иконописцев источником вдохновения и сюжетов. Например, «Встреча» Ивана Голикова — это парафраз фрески Рафаэля Санти «Встреча Иакова с Рахилью».
Курс создан при поддержке правительства Ивановской области и приурочен к празднованию ее столетия в 2018 году
Техника выполнения
Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например — шкатулки.
Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.
После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.
Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе — это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.
Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.
Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.
В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.
Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.
http://sdelala-sama.ru/rospis/1213-palehskaya-rospis.html
http://schci.ru/palehskaya_rospis.html
Краски на яйце, волчий зуб и другие орудия мастера
Первым делом мы отправились в столярный цех. Отсюда начинает свой путь будущая лаковая шкатулка – коронное творение палехских мастеров. В зависимости от формы, размера и сложности композиции на изготовление одной шкатулки может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Основой для изделия служит папье-маше. Этот материал прочнее дерева, легче и к тому же, по мнению художников первой артели, благороднее.
С новым для них материалом палешане познакомились в 1920-х годах при поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского. До этого папье-маше на протяжении века служило основой для знаменитой лаковой миниатюры Федоскина. Для изготовления папье-маше лучше всего подходит пористый картон, получаемый из хвойных пород дерева. Листы картона проклеивают мучным клейстером, наматывают их на деревянную форму, которую затем зажимают в механическом прессе. «Получается такая заготовочка, – Евгений показывает основу для будущей шкатулки. – Ее нужно покрыть особым грунтом и покрасить: в черный цвет снаружи, в красный – внутри, затем покрыть несколькими слоями лака, чтобы на ней уже мог работать художник». Покрытые лаком шкатулки ставят на большие подносы и помещают в печь, где они сушатся при невысокой температуре. Здесь их называют «горячие пирожки». «На то, чтобы просушить один слой лака, уходит день – иначе технология будет нарушена», – объясняет наш гид.
Для того, чтобы краски не скатывались с лаковой поверхности изделия и рисунок лучше наносился, перед началом росписи поверхность «рыхлят» – зачищаются порошком пемзы до тех пор, пока она не станет матовой. Когда заготовка попадает на стол к художнику, начинается самое интересное.
Мы заходим в комнату, где работают мастерицы. На каждом столе разложены необходимые принадлежности, среди которых непременно есть увеличительное стекло: в работе с такими мелкими деталями без лупы не обойтись. Перед каждой художницей – несколько деревянных чашечек с красками. Их палешане до сих пор готовят по старинке – используя яичный желток. Художник разбивает яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладет желток обратно в скорлупу и смешивает с водой. Затем туда добавляют несколько капель уксуса, после чего тщательно растирают с сухой темперой. В старину вместо уксуса использовали забродившее пиво или квас. Так получается эмульсия для краски: желток служит связующим веществом, а уксус растворяет сухие краски, съедает излишнюю жирность желтка и защищает краски от порчи.
Поверх черной краски сперва наносят белила. Это делается для того, чтобы черный фон не заглушал остальные краски. Белым цветом прописываются фигуры персонажей, одежда, пейзаж и другие детали.
Перед тем как нанести изображение, художник тщательно продумывает сюжет миниатюры.
«Сначала мы делаем рисунок и переносим его на тонкую кальку. У нас есть такой инструмент – цировка, это тупая игла. Мы прикладываем ее к кальке и начинаем обводить изображение. Видите, остается след», – говорит художница Ирина
. Мы застали ее за росписью елочной верхушки. Продукция мастерской, связанная с новогодней тематикой, в этот сезон особенно популярна. «Если художник ранее выполнял похожую работу, он может потратить на нее несколько дней. Если же ему нужно разработать сюжет с нуля (для какой-то сказки, события или он сам что-то предложил), то это займет значительно больше времени. После того как художник закончил работу, шкатулку нужно покрыть лаком, расписать сверху сусальным золотом, отдать обратно лакировщику и наложить еще около семи слоев лака», – комментирует Евгений. В арсенале палехских художников есть еще несколько необычных предметов. Так, на столе у каждой мастерицы обязательно лежит перо – чаще всего гусиное. Таким пером смахивают остатки пемзы после того, как рисунок был переведен на матовую поверхность шкатулки. Но, пожалуй, самый загадочный артефакт в мастерской – «волчий зуб». Клыки волков палешане – как выяснилось, хорошие охотники – с давних времен использовали для того, чтобы полировать сусальное золото.
Техника росписи
Прежде, чем мастер приступит непосредственно к оформлению деревянного изделия, необходимо его подготовить. Производится наслоение тонких картонных пластин, которые должны придать продукту форму и плотность. Несколько слоев грунта наносятся постепенно. Этот этап завершается шпатлеванием и просушкой.
Шкатулки и коробочки должны быть идеально гладкими и отполированными, чтобы шероховатости не помешали оформлению. Для достижения такого результата используется пемза. С ее помощью затирается каждый миллиметр заготовки.
Внешняя поверхность покрывается черным, а внутренняя часть шкатулки оформляется красным лаком. Для обводки контуров будущего рисунка используется карандаш, а в его основу ложатся белила. Роспись Палех требует применения специальных темперных красок, изготовленных на базе яичных желтков.
Эмульсия интенсивно взбивается с помощью венчика и с добавлением уксуса. В состав вносится красящий пигмент. Получившаяся краска более пластичная и мягкая, она ровно ложиться гладкими мазками. Такого эффекта мастера достигают, добавляя в эмульсию уксусную эссенцию или квас. Поистине, народные промыслы, уникальны и неповторимы!
Рисовать мастера начинают только собственными кистями, которые сделаны из мягкого беличьего меха. Когда все готово, на глазах рождается волшебство. Истинные профессионалы не используют шаблон. Каждый рисунок живой и самобытный.
Для работы мастера применяют лупу или увеличительное стекло, так как детали картинки очень мелкие и требуют тщательной прорисовки. Когда краска высыхает, ее покрывают тонкими слоями лака. Их может насчитываться около десяти
Такая предосторожность не излишняя. Лак закрепляет уникальный рисунок и не дает ему терять насыщенный цвет
Последним этапом становится полировка, придающая изделию легкое сияние и блеск.
От иконы — к шкатулке
Палех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.
В традициях первых мастеров. «Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. В основе палехского стиля — традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.
Палех, Ивановская область. Фотография: russia-open.com
Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Палех, Ивановская область. Фотография: sobory.ru
Палех, Ивановская область. Фотография: venividi.ru
Иконописные корни палехской росписи. В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре.
Новое время, новые образы, новый промысел. После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских. Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами.
«Артель древней живописи». Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький, который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.
Михаил Парилов. Николай Чудотворец. Конец ХIХ в. ГМПИ
Николай Корин. Иоанн Предтеча в пустыне. 1806. ГМПИ
Иван Сафонов, Михаил Нефёдов. Иоанн Богослов в молчании. Начало XX в. ГМПИ
Таланты и поклонники. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов, Николай Лесков, Антон Чехов. В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте. Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее. Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.
Краткая история пермогорской росписи
Из художников, работавших во второй половине XIX в., в народе помнят наиболее искусных мастеров — Якова Ивановича Ярыгина, его брата Максима Ивановича и Андрея Игнатьевича Хрипунова. Сведений о художниках более старшего поколения, к сожалению, нет.
В последние два десятилетия XIX века начинается упадок пермогорской росписи. Лишь в немногих работах сохранились былое мастерство, виртуозность первого рисунка и живость импровизации, красота и сочность колорита. Лишь редкие мастера, обладавшие большим природным талантом, создавали в этот период вещи, которые могли сравниться с произведениями, исполненными в предшествующие десятилетия.
Деревни Черепаново, Большой Березник, Грединская носят общее название — Мокрая Едома.
Экспедиция Загорского музея сумела выявить имена всех мастеров последнего поколения. Это были потомственные семьи художников, росписи которых различались творческим почерком, хотя все они работали в рамках одной традиции.
Вот их имена: Василий Семенович Хвостов, Михаил Семенович Хвостов, Александр Семенович Хвостов, Василий Лукьянович Мишарин, Александр Лукьянович Мишарин, Александр Яковлевич Ярыгин, Федор Яковлевич Ярыгин, Егор Максимович Ярыгин, Дмитрий Андреевич Хрипунов, Василий Андреевич Хрипунов.
В 30-е годы XX в. роспись в Мокрой Едоме (Пермогорье) окончательно заглохла.
Цвета росписи
Иконы в технике палехской росписи писали на светло-желтом фоне. Сразу наносили основной цвет, иногда он соответствовал оттенку грунтовки. Если покрытие было левкасо-меловое, то никакой фон не наносили, могли лишь немного позолотить поверхность.
Роспись создавали прямо по грунтовому слою, на котором пигмент ложился легко и воздушно. Покрывали цветом строения, фигуры людей и животных, пейзаж. Использовали при этом мягкие тона, прозрачные. После этого роспись производили темными красками.
Ею выполняли следующие работы:
- Делали контур гор, утесов и уступов.
- Обводили деревья, их стволы и листья.
- Разрисовывали воду. Наносили краски мягкими редкими чертами таким образом, чтобы между линиями можно было нарисовать 2 светлые черточки, образующие волны.
Роспись строений начинали выполнять с их очертаний, а затем переходили к орнаменту.
Чтобы дать изображению объем, делали тень объектов:
- Затемняли части одежды посреди линий складок.
- На горных массивах затемняли уступы и иные их стороны.
- На деревья рисовали тень. Чаще всего ее наносили на концы листьев.
Все это наносилось почти прозрачной темной краской. В современной палехской росписи использовалось большое количество цветов.
«Данко», роспись А.Г. Баканова и Д.Н. Буторина.
Подтверждением тому являются следующие работы:
- Фрагмент стенной росписи «Комната Горького» в Ленинградском Дворце пионеров им. А.А. Жданова. Работу выполнил Н.М. Зиновьев, 1936 г.
- «Данко», роспись А.Г. Баканова и Д.Н. Буторина.
- «Сказка о рыбаке и рыбке», работа А.В. Котухипа и И.И. Зубкова.
«Сказка о рыбаке и рыбке», работа А.В. Котухипа и И.И. Зубкова. Все цвета, использовавшиеся в палехской росписи, отличаются яркостью красок, многочисленностью оттенков и их насыщенностью.
Хохлома
Художник: Мила Лосенко
Русский народный промысел хохлома отсчитывает свою историю с XVII века. Он зародился в селе Хохлома, которое распологалось на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории находилось много старообрядческих монастырей. Например, Шарпанский и Оленевский скиты. При монастырях были мастерские, где занимались изготовлением деревянной посуду. Посуду эту надо было потом расписывать. Хохломские мастера использовали для этого сочные яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Золотистый цвет изготавливается интересным способом:
- На посуду кладется серебряный оловянный порошок.
- Ее покрывают лаком.
- Три-четыре раза обрабатывают в печи.
Таким образом образуется этот неповторимый золотой оттенок.
Изготовление палехской миниатюры
Роспись создают на шкатулках, брошках, табакерках и т.д. Папье-маше, на которое наносят миниатюру, делают из картона. Мастер нарезает полоски, обмазывает их мучным клейстером и наклеивает внахлест на болванку из древесины. Затем заготовку зажимают с помощью пресса.
Спустя некоторое время формируются трубки, их внешний в напрямую зависит от типа болванки. «Полуфабрикат» тщательно просушивают, пропитывают льняным маслом и вновь отправляют на просушку при температуре сто двадцать градусов. Далее проводится грунтовка и шлифовка.
Следующим этапом становится нанесение на заготовку трех слоёв чёрного лака. Внутреннюю сторону покрывают масляным лаком с киноварью (красный минерал, в составе которого в основном ртуть и сера).
Перед началом росписи поверхность тщательно обрабатывают пемзой. Затем живописец наносит на заготовку изображение с помощью тонкого и острого карандаша. Художники Палеха сначала пишут белилами, прорисовывая детали композиции, используя «беличью» кисточку. Они отличаются по толщине, причем мастера изготавливают их самостоятельно.
Белила требуются для того, что при дальнейшем покрытии лаком, сквозь не проступали черные «кляксы». На данном этапе разрабатывается цветовая гамма композиции. На светлые участки накладывают больше белил, в несколько слоев. Затем приступают к раскрашиванию. |
Следующая стадия – роспись. По роскраши темным фоном прорисовывают контуры и элементы сюжета. Затем выявляют теневые и световые участки композиции (приплавка). Завершающий этап – окончательная отделка красками объемов нарисованных предметов. Проводится это с помощью линий (пробелы), которые накладывают по определённой схеме, в трехцветной тональности.
Живописцы для создания миниатюр используют яичную темперу
Для этого желток яйца осторожно выливают из скорлупы, предварительно сделав в ней прокол иголкой, и разбавляют уксусом с водой. Полученную эмульсию добавляют в сухой пигмент и тщательно растирают указательным пальцем
Завершают работу над миниатюрой прописью сусальным золотом и серебром (вместо драгметалла берут растертый алюминий). Золото умельцы также создают самостоятельно. Они тщательно дробят листовое сусальное злато и растирают. Роспись выполняют тонкой кисточкой. Ее сначала обмакивают в воду, а затем в золото. Для придания изделию блеска, поверхность полируют с помощью зуба волка.
Затем аналогичную процедуру проводят на механическом круге, обтянутом плюшем. Окончательная полировка выполняется руками. На поверхность изделия наносят сало и в течение часа растирают его ладошками, смоченными в воде.
Элементы палехской росписи
Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.
Сказочные травы и удлиненные каменные горы с «кремешками», тщательное прописывание лиц и частей тела, разноцветное сияние. Для оживления композиции художники используют белые блики и золотые волны в завитках волос, изгибах трав, гривы лошадей, морских волн. В палехской миниатюре обязательным элементом является заключительная обводка фигур золотым контуром.
Особенности палехской росписи
Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Роспись отличается:
- Миниатюрностью, изяществом исполнения;
- Плавностью и мягкостью оттенков;
- Филигранностью и живописностью;
- Наполненностью элементами;
- Точная роспись мелких деталей;
- Многообразием тонов и переходов.
Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.
Палехская роспись
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Само слово палех фино-угрского происхождения. Угро-фины в свою очередь полностью растворились среди славян и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Линдех, Сезун, Люлех…
Палех с древности славился своими иконописными мастерами.Наибольшего расцвета иконопись Палеха достигает к 18 началу 19 веков. Местные живописцы занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря.
Тонкое искусство лаковой миниатюры соединило в себе традиции иконописания и русского народного творчества.
Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы.
Уже в 17 веке палешане вышли за рамки религиозной тематики, насыщая изображения деталями из жизни отображающей быт. Одним из ранних образцов палехского стиля является икона «Всех скорбящих радости» начала 17 века.
Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.
После революции 1917 года, из-за смены политической власти , данное направление в искусстве пришло в упадок и художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала.
И лишь после мировой войны искусство Палехской росписи получило свое развитие в новом для себя направлении. Поскольку иконописью заниматься было запрещено, то мастера нашли применение для себя в росписи шкатулок, брошек, пудрениц.
Поставец с росписью в духе «революционных агиток»
Узоры настолько филигранны, что мастерами в процессе создания приходится применять увеличительное стекло.
Разделочная доска с палехской росписью. Часы.
В 1918 г. художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.
Палехская шкатулка.
В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище им.А.М.Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.
Все сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, классических литературных произведений, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываютсязолотом.
Шкатулка с сюжетом из сказки «Дюймовочка».
Отличительные черты палехской школы :
миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;
- общий мягкий тон письма;
- многообразие элементовкомпозиции и их живописность;
- узорчатость письма;
- разнообразие радужных сияний;
- вписание остроконечных гор;
- деревья с натуральной листвой;
- удлинённость фигур подобно строгановским;
- тонко прописывались головы и обнажённые части фигур;
- фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Рабочее место палехского художника:
По материалам интернет-сайтов.
Элементы палехской росписи
(Рисунок)
В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.
(Раскрашенная работа)
Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.
Что необходимо
Шкатулки традиционно делаются из дерева. Найти деревянную шкатулку под роспись не составит труда: в современных магазинах для хобби можно подобрать заготовки прямоугольных и круглых шкатулок разного размера. Также можно приспособить любые деревянные коробочки с крышкой, внешне напоминающие шкатулки.
Для получения лаковых шкатулок необходимо готовую роспись покрыть лаком в один или несколько слоев
Стоит обратить внимание, что деревянные изделия покрываются глянцевым лаком исключительно для деревянных поверхностей, например, паркетным или мебельным. Как правило, он сделан на водной основе, не имеет цвета и запаха
Лак не только защитит роспись и шкатулку, но и придаст ей приятный блеск и гладкость.
История села Палех
Деревушка располагается в шестидесяти пяти километрах от города Иванова. Посёлок раскинулся на берегу речушки Палешки, которая протекает среди холмов, покрытых лиственными деревьями. История Палеха уходит корнями в глубокую древность. В пятнадцатом веке было частью Владимиро-Суздальских земель.
В 1572 году Иван Грозный распорядился передать деревушку во владения сына Иоанна. Затем поселение перешло к И. Бутурлину, это было своеобразное вознаграждение за участие в битвах против польско-литовского вмешательства в Русь.
В 1963 году в поселение возвели и освятили первую церковь из дерева, нарекли его во имя Воздвижения Креста. В 1774 был построен Крестовоздвиженский храм из камня. Церковь собирали на средства горожан под руководством Егора Дубового.
В конце девятнадцатого века Палех считался небольшим посёлком. Местное население специализировалось на иконописи, резьбе по древесине, вышивке и т.д. В православные праздники в деревушке устраивали ярмарки.
Существует легенда, что иконопись зародилась в Палехе, когда на Русь напали татарские полчища. Люди сбежали в глухие чащи и болотные топи, унося с собой самое драгоценное – лики святых. В это время в обиходе были не огромные образа, а маленькие иконки, которое легко спрятать в карманах. |
Горожане, спасавшиеся от татар, перебрались в Суздаль и Владимир, развив здесь в дальнейшем ремесло иконописи.
Основные цвета в росписи
В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.