Рисунки к былине «садко» карандашом

Очень краткое содержание

Новгородский гусляр Садко зарабатывает на жизнь тем, что играет на пирах. Настало время, когда его перестали звать «на почестен пир».  Грустный идет он к Ильмень-озеру и играет на гуслях, из воды появляется морской царь и подсказывает ему, как избавиться от бедствий. Когда позовут его на пир, надобно заключить спор с купцами, что изловит он рыбу с золотыми перьями. Садко так и поступает.

Морской царь помогает музыканту, Садко вылавливает три таких рыбы и побеждает в споре. Благодаря этому выигрышу Садко становится богатым купцом, одним из самых влиятельных людей в Новгороде, вновь вступает он в спор с купцами и народом. Говорит, что скупит все товары, какие только есть в Новгороде, но это ему не удается. С каждым днём товаров всё больше. Заплатив заклад за проигрыш, Садко строит корабли и отправляется в море, чтобы продать товары.

На обратном пути торговые корабли Садко останавливает сильная буря. Чтобы задобрить морского царя на дно бросают злато и серебро, но ничего не помогает, буря не прекращается. Нужно принести кого-нибудь в жертву царю, отправить одного из людей на дно морское.

Решают бросать жребий, он выпадает Садко. Бросают второй раз. Снова Садко. Делать нечего. Купец оказывается в морском царстве, играет там на гуслях. Пока он играет, а морской властитель пляшет, — на море разыгралась буря, тонут корабли, гибнут люди.

К Садко в образе старца является святой Микола Можайский и просит избавить людей от бури, прекратить играть. Садко говорит, что у него нет в море своей воли. Старец советует ему оборвать струны и дает совет, как спастись из морского царства и вернуться домой.

Морской царь хочет женить Садко, предлагает ему выбрать невесту. Перед ним проходят три партии по триста девиц, одна краше другой. По совету Миколы Можайского, Садко останавливается на той, которая идет последней. Красавицу зовут Чернава. Она помогает ему вернуться домой. Садко уходит спать и просыпается у берега реки Чернавы вблизи Новгорода. Построил Садко церковь в честь Миколы Можайского, стал жить счастливо в Новгороде и в море больше не ходил.

Краткое содержание русской народной былины «Садко» подробно

Садко бедный музыкант, проживающий в Новгороде. Каждый день Садко играет то на одном пиру, то на другом.

Не приглашают гусляра три дня подряд на пир. Музыканту стало скучно, и тогда пошёл он к Ильмень-озеру, сел на бел-горюч камень и заиграл на гуслях.

Но вдруг вода всколыхнулась. Садко, недолго думая, ушёл прочь. Так трижды ходил он к озеру.

На последний раз вышел из воды Морской царь. Владыке пришлась по душе игра Садко, что решил он наградить музыканта.

Предложил он Садко спор завязать с купцами на рыбу – золоты перья, что обитает в Ильмень-озере.

Возвратившись в город, Садко был приглашён на пир. Как напоили гусляра, так он и начал хвалиться, что в Ильмень-озере рыба – золоты перья плавает.

Видя, что торговцы не верят словам его, заложил свою голову Садко по совету владыки Морского, а купцы свои товарные лавки на кон поставили.

Сдержал свое слово царь – позволил поймать неводом шелковым трех рыб – золоты перья.

Так бедный гусляр стал богатым купцом.

Вскоре Садко пригласил к себе на пир тех самых купцов. Они наелись, напились, стали хвастаться и спрашивают у Садко, чем же он похвастает.

Купец ответил, что у него такая бессчётная казна, он запросто сможет купить на неё все товары в Новгороде.

Не успел он опомниться, как скупал каждый день все новгородские товары, но потерпел неудачу, невозможно было скупить все в Новгороде. Поиграв спор, на последние деньги Садко приобрёл корабли и отправился со своей дружиною в заморские страны торговать купленными товарами.

Подав все купленное, вернул Садко свое богатство в двойном размере. Герои поплыли в обратном направлении, как разразился шторм, тогда Садко решил задобрить Морского царя, велел своей дружине кинуть в море бочку серебра, но шторм не утих, затем бочку золота, но буря становилась сильнее.

Тогда Садко понял, что Морской царь требует живого человека, стали они кидать жребий. Выбор пал на Садко.

Отписав в завещании все свое добро церквям, молодой жене, нищим и дружине, гусляр отправился к Морскому владыке.

Обрадованный появлением Садко царь приказал ему на гусельках яровчатых сыграть. Долго Садко играл, а царь всё пляшет не унимается, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.

Испугался народ, стал молиться Миколе Можайскому. Услышав мольбы, Микола идёт на помощь к Садко. Советует старец купцу, гусли сломать и сказать, мол не на чем теперь играть, и если царь в награду попросит взять кого-то из девиц в жёны, то надо первые три сотни пропустить, а самую последнюю, Чернавушку, в жёны взять, после чего гусляр сможет вернуться домой.

Последовав указаниям старца, Садко ломает свой инструмент и говорит царю, мол не на чём теперь играть. Предложил тогда Морской владыка гусляру жениться в море на одной из девушек. Пропустил гусляр три сотни девиц и выбрал последнюю себе в жены – Чернавушку.

После свадьбы, как и говорил старец, Садко заснул и проснулся в своём родном городе. Убитая горем дружина, радостно и с удивлением встречает Садко, живого и здорового, а обрадованная возвращению мужа жена нежно целует его.

Не стал больше Садко плавать по морю, а в благодарность за спасение возвел церковь Миколе Можайскому.

Морское царство

События, которые развиваются на морском дне, требуют особого подхода. Здесь необходимо изобразить различные детали, определяющие принадлежность к морскому царству и создать иллюзию нахождения под водой.

Если главный герой изображается по традиционной инструкции, то воплощение образа царя имеет некоторые изменения. Туловище владыки выполняют в полный рост. В этом случае можно нарисовать чешуйчатый хвост вместо ног или скрыть эти подробности под широким царским одеянием.

Детали рисунка:

  • Изображение вокруг центральных фигур мелких рыб. Тело рыбы создают из овала, удлиняя линии в хвост и головную часть. Мелкими штрихами простого карандаша намечают чешую.
  • Изображение морских звезд, крабов, водорослей. Эти элементы требуют детальной прорисовки. Водоросли рисуют, начиная от нижней части рисунка, звезды изображают в хаотичном порядке.
  • Создание иллюзии подводного мира. Самым простым способом является изображение мелких пузырьков воздуха. Их рисуют на одном месте пучками или небольшими фонтанчиками. Кроме того, ощущение нахождения под водой должно усилить расцвечивание общего фона рисунка. Для этого придется воспользоваться разными техниками. Сначала раскрашивают основную часть рисунка, после того, как она высохнет, светло-голубой краской прорисовывают фон и основу.

Морской царь

Былина «Садко» произведение устного народного творчества, которое получило отражение в музыке, изобразительном искусстве и киносфере.

Рисунки к былине часто делают на школьных уроках или занятиях рисованием. Садко представляет собой образ, который удобно и интересно изображать на бумаге.

Одним из популярных сюжетов является появление морского царя перед героем. Садко, по былине, каждый вечер отправлялся на берег моря или озера, где играл на гуслях.

Царь явился к нему на второй или третий вечер, когда звуки, которые гусляр извлекал из музыкального инструмента, стали особенно завораживающими. При изображении морского царя, как правило, используют основные представления о Нептуне и водяном.

Чтобы создать полноценный образ, следует придерживаться определенных правил:

  • Для придания полноты облику царя необходимо выбрать несколько атрибутов, определяющих принадлежность. К ним относят корону или венец на голове, а также трезубец, который царь держит в руках.
  • Фигура морского царя изображена по пояс или по плечи, остальная часть туловища замаскирована морскими волнами или пеной.
  • Обязательным приемом при изображении становится прорисовка глади воды.

Создание эскиза морского царя:

  1. С помощью твердого карандаша изображают укрупненный овал лица.
  2. Короткими штрихами прорисовывает бороду, с помощью овалов с двух сторон оформляют плечи.
  3. Голову венчает корона или венец, который собран из мелких полукруглых деталей.
  4. Прорисовку элементов бороды совмещают с созданием морской пены из полуовалов. По логике изображения пена появляется вокруг фигуры, которая встает из водных глубин.
  5. Уверенными размашистыми линиями изображают трезубец, который царь удерживает в руке.
  6. Овал лица условно разделяют на 3 зоны, прорисовывают глубоко посаженные глаза, нос и складки рта, которые угадываются под бородой.

Чтобы раскрасить морского царя, понадобится всего несколько цветов. Золотистой или насыщенно-желтой краской раскрашивают корону и трезубец. Бороду и волосы делают седыми, используя белила. На лице с помощью ярко-зеленого цвета выделяют глаза, черной или темно-коричневой краской рисуют брови.

Фигура Садко при изображении морского царя должна отходить на второй план. Гусляра изображают сидящим на камне в левой трети рисунка.

Одной из особенностей сюжета становится изображение моря. Задачей художника является прорисовка горизонта, солнца и глади воды. Если вокруг морского царя волны собираются в хаотичном порядке, то дальний план должен отвечать определенным требованиям и очередности шагов.

Пошаговая инструкция:

  • Линию горизонта можно схематично наметить с помощью линейки.
  • Затем сделать набросок солнечного круга. Он может находиться на самой нижней части, скрываясь на треть за линией горизонта, так как, следуя сюжету, Садко приходил на берег моря вечером.
  • Основной работой станет раскрашивание рисунка. При изображении водной глади можно использовать разные оттенки и смешения голубого, синего и зеленого цветов.
  • Чтобы прорисовать заходящее солнце, можно воспользоваться традиционной техникой. После того, как полностью высохнет раскрашенное море, на нижней части неба закрашивают полусферу солнца с помощью ярко-желтой и светло-желтой краски. Оптимальным вариантом будет достижение такого цвета, который будет демонстрировать приглушенный солнечный свет. Обязательным условием становится нанесение солнечных закатных бликов на водную гладь. Они должны быть размашистыми, но четкими. При этом блики не могут задевать или превосходить по цвету фигуру морского царя, являющегося частью пейзажа.

История создания персонажа

Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имена ученых неизвестны).

Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.

Третий источник легенды, дошедший до наших дней, — сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.

Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.

Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и путешествовал по морю.

Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.

Главный герой былины (и частично сюжет) — не уникален, о чем свидетельствуют интересные факты: у немцев есть похожее сказание о Зигфриде, у финнов — о Вяйнямёйнене, у французов — об упомянутом ранее Садоке и другие.

Место и время действия

Действие происходит в древнерусском городе Новгороде, уклад жизни и традиции этого города занимают важное место в повествовании

Новгород — город торговый, представители купечества исторически играли важную роль в его общественно-политической жизни. В отличие от Киева, Москвы и других древнерусских политических центров в Новгороде была наиболее развита народная традиция управления. Орган управления состоял из представителей разных сословий.

Специфика исторического развития Новгорода и его местоположение отразились в тексте былины. Её герои – купцы и простолюдины. Одно из мест действия — берег озера Ильмень, водоём играет в сюжете заметную роль. Часть событий былины происходит на торговых кораблях в море и на дне — во владениях морского царя.

Время действия — исторический период древней Руси, сюжет соотносят примерно с XI-XIII вв.

Интересные факты

  • Имя героя пришло на Русь из Персии. Значение имени — «царский друг» или «богатый гость».
  • В ранних сказаниях роль спасителя досталась Поддонной царице. Православный святой не фигурировал в первоначальных вариантах легенды.
  • Советский фильм «Садко» стал основой для американской кинокартины «Волшебные приключения Синдбада». Кинематографисты слегка переправили оригинальный вариант, так как имя былинного героя незнакомо американцам.
  • Художественное оформление оперы Римского-Корсакова создал советский художник Ф.Ф. Федоровский, большой поклонник и ценитель русской культуры. За великолепные декорации и костюмы он был удостоен Сталинской премии.

Свадьба

Тему нахождения в морском царстве продолжает предполагаемая свадьба. Сказители повествуют о том, что царь предложил Садко взять в жены собственную дочь. На рисунке, посвященном этому событию, можно изобразить дочь царя и молодого купца. Фигуры могут быть расположены в центре альбомного листа, вокруг них придется изобразить атрибуты нахождения в подводном царстве.

Фигура девушки чаще всего выполняется в темно-синих или зеленых цветах. У морского царя дочь имеет темные волосы, яркие зеленые глаза и подчеркнуто бледную кожу. На голове девушки обычно рисуют корону темно-золотого или янтарного цвета.

Все краски, которые используют при раскрашивании, имеют приглушенный оттенок, что подчеркивает тему нахождения на морском дне.

Если у автора рисунка есть желание обозначить дальнейшее продолжение сюжета, то гусли рисуют с порванными струнами как символ протеста Садко против плена и навязанной свадьбы.

Действующие лица и их характеристики

Главным героем былины является Садко. К центральным персонажам можно отнести Морского царя и Николая Чудотворца.

Садко


Садко — новгородский гусляр, ставший зажиточным купцом. В начале повествования Садко беден.

Садко — талантливый музыкант, мастер своего дела, именно мастерство гусляра приносит ему счастье. В образе Садко воплощается характер простого русского человека, даровитого, с широкой душой и своими недостатками: хвастовство разбогатевшего гусляра привело к морским злоключениям.

Садко добр, щедр и благочестив: перед тем как отправиться «на дно морское», он отписал своё имение сначала «божьим церквам» и «нищей братии», и уж потом — молодой жене и своей «дружине хороброй». Герой честно, по жребию, приносит себя в жертву морскому царю ради спасения товарищей.

Морской царь


Морской царь — могучий и властный правитель, повелитель морей. Обладает огромными богатствами, живет в палатах белокаменных. Этот герой раскрывается с разных сторон, он противоречив. Одновременно выступает и как благодетель, и как разрушитель. Насылает на людей бурю, ради собственной услады пленит Садко, в то же время он по достоинству ценит талант музыканта и помогает ему.

Микола Можайский


Микола Можайский — русский святой, также известен как Святой Николай Угодник, или Николай Чудотворец, приходит на помощь людям, выступает в роли заступника и спасителя. Упоминание Николая Чудотворца явно указывает на влияние христианской традиции на фольклорный сюжет.

Другие персонажи

Чернава — молодая девушка, морская красавица, в некоторых версиях называется племянницей морского царя, похожа на русалку. Имя персонажа восходит к реке Чернаве. Героиня представляется владычицей  и олицетворением этого водоёма.

Купцы — коллективное действующее лицо в романе, обобщенный образ зажиточного сословия, в былине иллюстрируется такая черта купечества, как хвастовство и стремление к наживе.

Фома Назарьев и Лука Зиновьев – новгородские настоятели, с которыми Садко заключает пари, что выкупит все товары в городе.

Новгородцы — фоновые персонажи, жители города Новгорода, нужны для иллюстрации жизни, быта и нравов древнерусского города.

Дружина Садко — его помощники и спутники, помогают в торговле, путешествуют с ним по морю, бросают жребий. В тексте характеризуется как «дружина хоробрая», т.е. храбрая

Темы

Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.

Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.

Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.

Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.

Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.

Корабль

Рисунок к былине «Садко» невозможно представить без изображения морского путешествия главного героя. Основным элементом сюжета становится корабль. Эскиз корабля делают простым карандашом, используя мягкий ластик для правки элементов.

Рисунок к былине «Садко» невозможно представить без изображения морского путешествия

Пошаговая инструкция:

  1. В нижней части альбомного листа проводят волнистую линию.
  2. Над линией создают основной элемент – корпус будущего корабля.
  3. Затем на центральном поле над корпусом рисуют вертикальную ось, которая становится креплением для мачты.
  4. Парус изображают в виде двух деталей, равноудаленных от центральной оси.
  5. Корпус корабля размечают вертикальными штрихами, это делает материал более фактурным, возникает ощущение, что он состоит из досок.

Возле корабельного штурвала возвышается фигура Садко. На корабле он должен быть одет как купец, его волосы развеваются по ветру, фигура выражает уверенность и устремлена вдаль.

Чтобы придать рисунку зрелищности, сделать его более детальным и наполненным, можно изобразить сундуки или мешки с золотом на дальней части корабельной палубы. Море чаще всего рисуют неспокойным, волны должны частично скрывать собой корпус корабля, свидетельствуя о том, что начинается шторм.

Экранизации и постановки

В 1897 году былина о Садко стала основой музыкального произведения. Оперу, название которой созвучно с именем главного героя, написал и поставил Николай Римский-Корсаков. История ее создания достаточно долгая. Первоначально по жанру произведение было симфонической поэмой, но позже композитор решил воплотить сюжет в опере.

Золотая рыбка в руках Садко, кадр из фильм «Садко»

В разное время партию Садко исполняли Владимир Галузин, Владимир Алтынов, Виктор Луцюк, Драго Старч, Георгий Нэлепп и другие известные теноры.

В 1952 году состоялась первая экранизация былины. Актеры, сыгравшие главные роли, — Сергей Столяров и Алла Ларионова — отмечены кинокритиками Венецианского фестиваля. Кинокартина «Садко» награждена «Серебряным львом» и номинирована на «Золотого льва».

В 1975 году сказкой заинтересовался «Союзмультфильм». Главные герои остались неизменными, но для зрелищности изменены детали. Садко предстает в образе скомороха, а Чернавушка — простая деревенская девушка. В остальном автор сценария оставил былину без изменений.

В 2014 году старинная былина ожила на сцене детского театра. Режиссером спектакля стал Андрей Тимошенко, а сценарий написала Анастасия Экарева. Постановка «Садко и Царевна Морская» шла также и на сцене московского кукольного театра «Жар-птица».

В 2017 году началось производство нового полнометражного мультфильма Максима Волкова и Виталия Мухаметзянова, премьера состоялась через год. В нем Садко в поисках своей любимой спускается на дно моря, где ему предстоит сразиться с местными чудовищами и злодеями, в том числе ведьмой Барракудой.

Другие работы на Любимая сказка. Апрель 2015. Поделки и рисунки. Дошкольники

Публикации по теме:

Моё творчество. Иллюстрация к сказке В. Сутеева «Под грибом» в технике «квиллинг» В январе я знакомила детей с творчеством В.Г.Сутеева, замечательного сказочника, художника, мультипликатора. Мне самой всегда нравились его сказки и мультфильмы….

Конкурс «Иллюстрация к сказке» Иванова Катя 5л сказка»Маша и Медведь» Болотова Олеся 5л сказка»Теремок» Болотова Олеся 5л сказка»Три поросенка» Абдельнасир Анфиса 5л сказка»Белоснежка…

Иллюстрация к русской народной сказке В рамках конкурса » иллюстрация к русской народной сказке» на Мааме я провела такой конкурс у себя в группе. Ребята с удовольствием приняли участие , уговаривать…

Подробнее… Тема: Иллюстрация к сказке «Колобок». Цель: — Продолжать совершенствовать умения и навыки по аппликации в средней и младшей группе на конец года; — Закрепить умение…

Коллективная работа «Колобок» как иллюстрация к русской народной сказке Цель: развитие мелкой моторики детей, умения работать в группе, развитие творческого воображения. Материалы для изготовления панно: картон размером 70*70, клей ПВА,…

Конспект занятия по художественному творчеству «Иллюстрация к сказке «Колобок» Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникация, восприятие художественной литературы. Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация….

Статья «Иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок»»

Далее…Прочитав ребятам сказку мы всегда рассматриваем иллюстрации. Дети сами фантазируют и предстваляют ту или инную картину из сказки. Вот и я решила сделать с Вельмискиной…

Иллюстрация к сказке «Колобок» Эту иллюстрацию к сказке мы изготовили совместно с детьми. Для этого мы взяли 2 листа альбомных, сшили их сверху. Подобрали нужную картинку, вырезали те детали под…

Конкурс «Иллюстрация к русской народной сказке» В моей группе дети маленькие 3 — 4 года . Они проявляют большой интерес к рисованию . Еще осенью ,в начале сентября дети не умели даже правильно держать кисть в…

Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок» Название: Иллюстрация к Русской народной сказке «Колобок». Автор работы: Работу выполнила Яковлева Варвара Возраст ребенка: 4 года. Описание работы: Иллюстрация…

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев

Сюжет «Садко» в русской культуре

К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.

В литературе

Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.

Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета.  Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.

Театр и музыка

Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.

В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов.  В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.

Кинематограф и мультипликация

В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.

Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2018 году.

Скачать обзор:

Своеобразие

Былина «Садко» имеет ряд стилистических и содержательных особенностей, что делает её уникальным образцом русского фольклора.

Христианство и язычество

В былине причудливым образом перекликаются христианские и языческие мотивы. С одной стороны — Николай Чудотворец, один из самых любимых святых на Руси, упоминание божьих церквей, строительство их, а с другой стороны — языческий образ морского царя, вера в силы природы и неразрывная связь человека с ней, что характерно для язычества.

Такая двойственность вполне объяснима. Языческие традиции и верования ещё долго сохранялись в Древней Руси после введения христианства в 988 году.

Историческое и сказочное

Отображение эпохи Древней Руси и культуры региона, очевидная связь с летописными упоминаниями и реальной жизнью Новгорода позволяют говорить об исторической составляющей былины. В то же время «мотивы» реальной истории русских земель соседствуют с «фантастическими» и сказочными элементами. В стилистике и манере повествования присутствуют черты, характерные для русских сказок

Обращает на себя внимание символическое число три, использующееся во многих русских сказочных сюжетах

Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»

Главные герои былины

  • Садко – талантливый, бедный человек, прекрасно играющий на гуслях. Воспользовавшись советом Морского царя, герой становиться богатым. Садко честный, благодарный, очень удачливый человек, может пожертвовать собой ради других, не любит хвастаться, но поспорить не против.
  • Морской царь – правитель подводного мира, вознаграждает Садко за его прекрасную игру, затем забирает его в подводный мир и наслаждается прекрасной игрой гусляра. Царь очень эгоистичен в своих желаниях.
  • Микола Можайский – святой старец, заступник народа, услышав просьбы страдающих людей от пляски царя, пришёл на помощь к гусляру, указав как выбраться из плена.

Возвращение Садко

Рисунок к былине «Садко», который повествует о его возвращении, состоит из множества элементов.

Центральной частью становится изображение корабля, но не менее важно нарисовать атрибуты, указывающие на приближение путешественника к родному Новгороду. Для этого вдали или вблизи рисуют купола, стены местного кремля, схематично изображают людей, которые ожидают прибытия корабля на берегу

Это сложная и длительная работа, которая состоит из нескольких этапов.

Пошаговая инструкция:

  1. Альбомный лист необходимо поделить на 3 части.
  2. В нижней части изображают корабль, где Садко стоит на палубе. У корабля должны быть прорисованы паруса, на них часто изображают солнце как символ принадлежности к славянскому народу.
  3. Средняя часть рисунка – это берег, где можно схематично нарисовать нескольких людей, застывших в ожидании. По былине, на берегу моря купца ждала семья и дети, а также местные жители, которые переживали за него.
  4. Верхняя и самая объемная часть – изображение Новгорода. Кремль рисуют по схеме, где над стенами возвышается часть с окнами-бойницами и решетками. Основным элементом является изображение храмов с золотыми главами, в некоторых случаях удается разместить на рисунке изображение деревянных срубов, характерных для построек того времени.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подарок своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: